Во время сдачи квартиры важно не только заключить договор аренды, но и составить акт приема-передачи. Законодательством не предусмотрено обязательное наличие второго документа, но он будет дополнительной гарантией в случае возникновения спорных ситуаций.
Что такое акт приема-передачи и для чего его составлять?
Этот документ подтверждает, что подписанты договора аренды исполняют свои обоюдные обязательства. То есть арендодатель передает в распоряжение квартиру в надлежащем состоянии.
В этом документе отображается все, что во время передачи жилья в нем находится. В акте указывается передача ключей, состояние помещений, что в них есть и т.д.
Если в конечном итоге между сторонами возникнет спор, который дойдет до суда, без данного акта судья может решить, что договор аренды не вступил в действие. То есть доказать свою правоту обеим сторонам будет очень сложно.
Что отображает акт?
Документ должен содержать максимально подробную информацию о передаваемом имуществе. Он свидетельствует, что хозяин квартиры передал во временное пользование жилое помещение в надлежащем состоянии.
В Гражданском кодексе об этом говорится «помещение в пригодном для проживания состоянии». Вот только там не указано, по каким критериям определяется пригодность. Поэтому арендатору следует, прежде чем подписывать бумаги, внимательно осмотреть квартиру, чтобы указать в акте все недочеты. Указывать нужно каждую мелочь, даже то, что где-то от стены отошли обои или капает смеситель на кухне.
Если же в акте нечто подобное не будет отображено, то, вероятно, съемщик будет вынужден сам устранять все недочеты. И если по вине неисправного прибора или мебели произойдет несчастный случай, то ответственность за это будет нести арендатор, ведь это он допустил поломку, ему (по документам) все передали в исправном состоянии.
Правила составления акта
Единой формы документа не утверждено. Но, чтобы документ имел юридическую силу, в нем должна быть:
• Информация об арендаторе и арендодателе;
• Сведения о квартире: адрес, технические характеристики, состояние и др.;
• Информация о договоре аренды;
• Опись имущества;
• Перечисления недочетов;
• Показания приборов учета;
• Дата и место составления;
• Подписи арендатора и арендодателя.
Образец акт без проблем можно найти в интернете. Составитель может его корректировать по-своему, ведь идеальной формы для документа нет.
Правила составления описи имущества
Опись имущества – это обязательный документ, который входит либо в договор аренды, либо в передаточный акт. Эта бумага дает гарантию, что после завершения срока аренды, собственник получит свое имущество в целостности и сохранности, а если нет, ему будет выплачена компенсация. Но это также полезно и для арендатора. Например, если он что-то купил в квартиру, а ее собственник подумал, что это уже было в ней. То есть опись убережет от путаницы.
Подробность списка диктуют обстоятельства, а также придирчивость сторон. Например, кто-то может обойтись перечнем мебели и ее состоянием, другие же пересчитают все столовые приборы и опишут, как выглядит мебель.
Владелец квартиры может запретить пользоваться какими-либо предметами, остающимися в помещении. Например, запретить пользоваться дорогой системой акустики.
В описи следует указать такие предметы (их количество, состояние):
• Мебель;
• Техника;
• Электроника;
• Отделочные материалы;
• Сантехнические приборы;
• Посуда;
• Приборы учета;
• Предметы интерьера (картины, декоративные подушки и т.д.).
Все, что есть в этом списке, арендатор должен внимательно осмотреть, проверить, в исправном ли состоянии эти предметы. Если какие-то приборы плохо работают, расшатаны, поцарапаны, обшарпаны, об этом должна быть запись в акте.
Как подписывается акт приема-передачи?
Передаточный акт – это финальный этап передачи жилья в пользование арендатору. Он подписывается, когда нет никаких вопросов друг к другу. Документ говорит о следующем:
• Арендатор получил ключи (от подъезда, квартиры и т.д.);
• Арендодатель и арендатор подписали договор аренды, и приняли на себя обязательства, предусмотренные документом;
• Наниматель осмотрел жилье, проверил наличие всего по описи и его все удовлетворяет.
С момента подписания этого документа арендатор несет полную ответственность за то, что получил в распоряжение. Если при осмотре оказывается, что что-то повреждено, это должно быть отображено в акте. Если же этого не случилось, то после завершения срока аренды, собственник жилья может потребовать компенсацию причиненного ущерба.
Даже если акт был составлен заранее, в него можно вносить изменения и правки, если такие требуются. Если же собственник отказывается это делать, то арендатор имеет право не подписывать документ.
Акт подписывается непосредственно в квартире, которую сдают, в тот момент, когда между сторонами начинает действовать договор аренды.